Марокканский стиль в интерьере фото

Причудливо украшенный марокканский дом похож на грезу, сладостный мираж в пустыне, – вечный, безвременный, завораживающий, даже если он стоит посреди шумного города. Под знойным приморским солнцем время лишено движения. И хотя в марокканском доме уже нет гаремного терема и домашней тюрьмы, средневековые традиции сохранили свою власть над его стенами. Если столь модный и популярный в Европе японский стиль ваби связан с прозрачной тонкостью и простотой линии, то арабские дома объявляют минимализму священный джихад. В этом смысле именно нам – ценителям вещизма – близок до отказа напыщенный декором марокканский стиль.

Дом наизнанку — интерьер по-мароккански

Если оставить без внимания палатки кочевников-берберов, все типы марокканских домов едины по духу и идее, а потому предсказуемы. Основа всему – небольшой внутренний дворик, патио, типичнее для Севильи и Сарагосы, но появившееся на свет именно в Северной Африки.

Дом строится вокруг символического центра мироздания – мирового древа. Здесь все не так, все наизнанку. Не так расположен парадный фасад с окнами и крылатыми галереями, обращенными вовнутрь. Не так расположены комнаты, полностью открытые в стороны патио.

Чтобы пройти из спальни в столовую, нужно обязательно пересечь дворик с фонтаном и деревьями. Он соединяет весь дом. Именно двор – самая эксплуатируемая часть внутренних помещений. Во дворе в раскаленный полдень пьют чай из маленьких круглых ультрамариновых пиал, принимают торговцев или пытаются задержать неожиданно вернувшегося из пустыни мужа, пока горе-любовник прячется в сундуке служанки.

Декоративность, возведенная в бесконечность

Если в основе западного интерьера – большое чистое пространство с отдельными вкраплениями декора, то восточный дом – декоративный монолит. Отсутствие украшений на стенах, полу и потолке здесь, скорее, признак бедности, чем хорошего вкуса. Марокканцам свойственна жгучая оформительская страсть расписывать чистые полотна стен, белые бока кружек и бесконечные холсты пестряди.

Марокканцы никогда не стоят на страже свободных «комнатных» сантиметров. Для них орнамент – духовная чистота, движущая сила интерьера, где невозможна чистота пространства.

Превращаясь в витраж, прозрачные окна перестают быть мостом, связующим пространства. Лампады обрастают плафонами из тщательно обработанной верблюжьей кожи, причем для достижения максимальной точности и прозрачности в экзотических растворах, в том числе и в экстракте мимозы. Характерные для марокканского дома колонны и ниши выкладывают керамической или цементной плиткой, превращая стену в единое панно. Основные мотивы росписи – орнаментальные, многие из них почти персонифицированы: лист финика, улитка, паутина Пророка.

Традиционным украшением стен и полов является мозаика, канувшая в лету в Европе во времена римских терм и принесенная вновь маврами-завоевателями. Если добавить к этому декоративному изобилию роскошные ковры, лепнину, резьбу и ручную роспись по штукатурке, вы получите точное представление о вкусе богатого марокканского домовладельца.

Истоки марокканского стиля

Французы, владевшие Марокко в течение столетий, были довольно покладистыми колонистами. Они построили дороги и города и очень старались привить берберам вкус к современности. Но Марокко так и осталось несгибаемым оплотом архаики и консерватизма. Франция же без ума влюбилась в местный колорит и заразила всю Европу модой на арабский стиль, терракотовые стены и тяжелые кружевные светильники.

Почти все именитые французы – от Александра Дюма до Ги де Мопассана – устраивали свои зимние резиденции где-то между Фесом и Танжером. Их знаменитый соотечественник Ив Сен-Лоран приобрел в Марокко роскошный старинный замок. Он модернизировал осыпавшиеся стены и, взяв за основу дух и плоть марокканского стиля, смешал две традиции – добавил немного чистых плоскостей, сместил акцент от избыточной декоративности в сторону более привычного ар-деко и обустроил свою архитектурную фата-моргану с современным уровнем комфорта.

В своем ужасно респектабельном доме Сен-Лоран применил и актуальную идею зонирования, приподняв часть гостиной залы на несколько ступеней над общим уровнем пола, таким образом поменяв местами сцену и зрительный зал. Сидя на возвышении, он мог теперь услаждать свой слух нежными и знойными напевами «униженных» музыкантов.

Живопись Сен-Лоран тоже использовал. Для росписи только одного парадного помещения потребовались более девяти месяцев кропотливого труда. Покрытые словно вышивкой стены сочетаются с роскошными креслами, обтянутыми ковровой тканью в стиле «келим». Изменив многое, Сен-Лоран не тронул главное – идею роскоши, декоративности и изобилия, идею, которая превращает самый небогатый марокканский дом в яркий, манящий оазис посреди монохромной пустыни.

Автор: Волошинский Анатолий

Добавить комментарий